Залюбивская Людмила Леонидовна, воспитатель.

Проект Гончары

Проект «Гончарная мастерская»

Работа на гончарном круге дело не новое для художественных школ, кружков дополнительного образования. А вот в дошкольных образовательных учреждениях является только экспериментальной деятельностью. Однако возрождение традиций русского ремесленного искусства – гончарного дела, возможно и в детском саду. Для детей, как показывает наш опыт, это одно из самых привлекательных и занимательных занятий.

На наш взгляд, такая форма организации деятельности с детьми дошкольного возраста способствует развитию познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.

Природный материал, глина, безопасна для детского здоровья, с ней малышу физически легко справиться. Она во много раз пластичнее пластилина, не содержит красителей, отдушек. Своеобразная влажность и вязкость массы, наряду с положительными эмоциями, развивает тонкое и чувственное осязание. Глина требует пространственного видения мечты – поделки. Она предопределяет конструктивную деятельность и максимальную внимательность к себе.

 

Данный проект актуален тем, что предполагает развитие у дошкольников творческого отношения к труду, воспитания активности, нравственных качеств личности, развитие познавательной деятельности и строится на гибком подходе к планированию и организации этого процесса, учитывает разные возможности детей, их предпочтения и интересы.

Данный проект направлена на развитие детской инициативы и творческих способностей, он строится на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соответствующие возрасту виды деятельности.  Главная идея проекта, состоит в том, что ребенок должен получать теоретические знания о трудовой деятельности, прочувствовать необходимость и значимость своего участия в том или ином деле, испытать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях, желаниях и интересах.

Непосредственную образовательную деятельность я выстраиваю, опираясь на цель отдельного занятия, но каждое обязательно включает:

- момент организации творческой работы;( по обязанностям детей, их ответственности за этап работы)

-озвучивание цели непосредственно образовательной деятельности (в понятном для детей звучании) с дальнейшей мотивацией к творческому труду

- представление и обсуждение результата.

Простота технологического пути создания гончарной посуды, по моему мнению связана всего с двумя этапами: лепкой и декорированием. Собственно, такая малоэтапность труда является преимуществом организации занятия. Она позволяет детям не утрачивать интерес и не только изготавливать, но и украшать изделие до полной готовности. У ребят возникает желание представить свою работу. Малыш составляет небольшой рассказ о своей работе и чувствах, которые он испытал при работе с глиной. Это значит, что занятия гончарным делом успешно развивают речь, основную функцию психики.

 

 Цель проекта -это создание условий, позволяющих каждому малышу почувствовать себя преемником русских традиций, ощутить себя Мастером и познать ценность произведения своих рук.

 

Образовательные:

Создать условия для получения детьми знаний о природном материале - глине, устройстве и принципе работы гончарного круга; Актуализировать знания детей о традициях и обычаях гончарного народного творчества, как важнейшей составной части русской традиционной культуры Дать возможность детям при помощи взрослого (воспитателя) освоить приёмы и особенности работы с глиной и гончарным кругом. Мотивировать детей к самостоятельному творческому процессу.

Развивающие:

• Расширять кругозор детей, развивать творческие способности и воображение малыша.

• Развивать общую моторику и в отдельных операциях по работе с глиной мелкую.

• Развивать навыки наблюдательности и умения выстраивать задачи работы в их логической последовательности (что следует за чем)

• Формировать навыки оценочной деятельности, как своей работы, так и другого маленького Мастера.

Воспитательные:

Продолжить формирование художественного вкуса и восприятия на примерах русского традиционного гончарного искусства. Совершенствовать навыки практических действий с глиной, гончарным кругом в парах, малых группах, с родителями, при совместном творчестве Продолжать воспитывать отзывчивость, понимание и доброту ко всем участникам работы.

Этапы проекта

Подготовительный этап:

• Вводные беседы с детьми о глине, работе гончара.

• Чтение сказок, художественной литературы.

• Ознакомление детей с искусством: рассматривание иллюстраций с изображениями изделий из глины.

• Просмотр презентации «Чудеса из глины».

Основной этап:

• Инструктаж по технике безопасности при работе на гончарном круге.

• Изображение предметного мира. Создание простых форм.

• Предметная лепка и декорирование.

Заключительный этап:

•  Выставка детских работ.

 

Ожидаемые результаты по окончании проекта

 

• Дети знают свойства глины, инструменты и оборудование гончарного производства;

• Знают профессии людей, связанных с гончарным производством;

• Умеют соблюдать определенные правила при работе на детском гончарном круге;

• Обладают основными приемами работы на гончарном круге;

•  Обладают элементарными приемами лепки изделия из глины и декорирования его;

• Умеют оценивать результат своей деятельности, любоваться, созданным самостоятельно, результатом труда;

• Доводят начатое дело до конца;

 

Творческая мастерская — это одна из новых форм совместной и самостоятельной деятельности детей. Совместная деятельность вне занятий с детьми младшего возраста организована 1 раз в неделю по 10 – 15 минут. Работа проводится с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Работа в мастерской построена так, чтобы в конце работы дети видели результат своего труда. Данный прием развивает познавательные способности и повышает самооценку ребенка, так как законченность работы приносит чувство удовлетворения и радости.

Основным этапом данного опыта является работа в творческой гончарной мастерской. Работая руками, дети, изучают свойства материалов, инструменты с которыми они работают, создают продукты деятельности, которые используются как в развивающей предметно пространственной среде группы и детского сада, так и как подарки младшим детям и родным. Всё это позволяет им проявлять инициативу и выражать свою индивидуальность.

Воспитатель ведет определенную, заранее выбранную работу, которая происходит во время свободной деятельности. Настроение, создаваемое за рабочими столами, наполняет всю комнату. В мастерской дети подходят к воспитателю, наблюдают и включаются в работу. А кто – то из детей быстро возвращается к своим самостоятельным играм. Здесь все работают сплоченно и коллективно. В ходе такой работы развиваются способность к концентрации, дисциплина, спокойствие, привычка доводить начатое дело до конца. Дети наблюдают все эти качества в работе воспитателя, и они передаются им естественным образом.

Дети поэтапно овладевают разными техниками «мастерства». Работа ведется от «простого к сложному». От знакомства с правилами при работе с гончарным кругом — к технике работы на гончарном круге. А также в мастерской работа проходит в два этапа: подражательный — дети видят, учатся, повторяют за взрослым, и на основе подражания усваивают алгоритм деятельности и творческий этап – дети применяют полученные знания и умения на практике.

Здесь детям не даются определенные задания или даются в такой форме, чтобы дети проявляли свою инициативу. Здесь воспитатель своими руками лепит на глазах детей сначала форму шара, из которого потом «возникают» различные фигурки. Дети воспринимают формы предметов сначала целостно, затем фантазируют, лепят и стараются воспроизвести данную форму в материале. Некоторая незавершенность фигуры также дает импульс для воображения и способствует его развитию. Также дети осваивают правила и приемы работы на гончарном круге, например, лепка кувшина, тарелки, чашки. Работа на гончарном круге дает возможность ребенку поэкспериментировать, творчески продумать своё задуманное изделие. Изготовленные детьми поделки, раскрашиваем гуашью (например, с элементами народно – прикладного искусства), и используем, как атрибуты для сюжетно – ролевых игр. Еще устраиваем выставки работ малышей.

 

Тематическое планирование работы в гончарной мастерской

1. Вводные беседы с детьми о глине, работе гончара.

2. Чтение сказок, художественной литературы.

3. Ознакомление детей с искусством: рассматривание иллюстраций с изображениями изделий из глины, керамических статуэток и фигурок.

4. Просмотр слайд – шоу «Чудеса из глины».

5. Просмотр видео материалов о работе гончара.

6. Изображение предметного мира. Создание простых форм.

7. Предметная лепка.

8. Сюжетная лепка.

9. Инструктаж по технике безопасности при работе на гончарном круге.

10. Декоративная лепка.

11. Выставка детских работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

30 марта 2022 в 10:54

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.